взлом

О китайском ушу, школе Маши тунбэй уи и моем участии в процессе передачи традиции

Когда речь заходит о передачи традиции нужно наверно начинать издалека. Когда речь заходит о понимании, в чем собственно заключается эта самая китайская традиция, нужно вести речь о том, что было за горизонтом. О том, что можно назвать тут горизонтом поговорим потом. А пока нужно сказать, почему так издалека.

 Нам людям, живущим по четким понятиям и определенным критериям европейского научного мышления тяжело понять явление, существующее без таковых. Конечно, можно возразить, что китайцы мастера формалистики и классификаций. И я соглашусь с этим. Но вы понимаете критерии этой классификации?

И всё же, признаем древность традиции, так как упоминание о явлениях, которые мы относим к данной традиции, относятся к древним временам. И сами упоминания о них, нам кажутся легендами и небылицами, и само их упоминание, как доказательство правомочности современных адептов кажутся нам порой смешными и нелепыми. Поэтому сперва поговорим, не о доказательстве правомочности традиции той или иной школы, а о том, что в понятие традиции включают сами китайцы.

Прежде всего, передача традиции заключается в передаче и умножении суммы знаний и навыков без потери цели. Зачем эти знания приобретаются, и самое главное, что нужно здесь понимать!?

Знания и навыки заключены исключительно в самом человеке, и это не только материал который он может рассказать, но который в нём можно увидеть. И качество передачи зависит лишь от того насколько адекватно один человек, смог передать это другому человеку, и насколько адекватно этот человек смог понять это явление и развить его суть. Следующее поколение сможет получить лишь то, чему научился конкретный человек от конкретного человека, а не то, что ему досталось от мифических предков. Поэтому когда заходит речь о формализации традиции, китайцы сообщают длинные вереницы имён поколений учителей и учеников, и сведения об их особенных достижениях, тем самым показывая качество проработки учения на данный момент. Вот так, прямолинейно? Не совсем. Так как навык передается живыми китайцами для живых китайцев, надо учитывать, что эти люди практичны, общительны и любят совершенство. По этому, учится можно и не у одного человека. Существовало множество разных школ, которые занимались тем же кругом проблем. Хорошо бы и там взять, что-либо полезное. В результате постоянного общения, обмене опытом, сравнении результатов и родилась обобщённая, признанная всеми, сумма знаний которую и можно назвать культурой, ныне называемой ушу. А традиция её развития, собственно, в способе ответить на вопрос: как одерживать верх в критических ситуациях. В силу того, что китайцы понимают человеческую природу встроенной (или, лучше сказать растворённой) во вселенной, китайский ответ, говорит о том, что приведя в порядок свое сознание, подчинив ему тело и окружающие предметы, можно воздействовать на весь ход вещей целиком. А подобный подход весьма расширяет круг возможных способов решения проблем, даже может способов весьма не прямых и малозаметных, но, по возможности, комплексных. И сам процесс жития - это процесс творческий. Им необходимо заниматься. А собственная жизнь - это предмет большой искусности.

Ушу - весьма радикальный жанр этой искусности. Требующий при всей своей выразительности и глубины, весьма больших затрат. Очень немногие могли посвятить себя ему. Вот это о том, что мы не видим за горизонтом.

А что же мы, находясь в сейчас, видим на его границе?

Нужно сказать, что граница этого горизонта не так далека, это приблизительно XVI век по европейскому летоисчислению, или окончание эпохи Мин, с китайской точки зрения. Существующая в ту пору неспокойная внутренняя и внешняя обстановка в стране, всколыхнула умы решительных людей на поиск различных способов не вербального разрешения конфликтов. Возросла потребность в людях разбирающихся в том, как это лучше осуществить. Спрос, как говориться определяет... И если ранее воинское искусство культивировалось ограниченным кругом лиц и являлось делом семейным, то тогда оно приобрело массу приверженцев. Множество людей бродили по стране в поисках учителей и древних свитков, обмениваясь мнениями, устраивая поединки, затем публиковали эти знания и приобретали последователей. Наиболее заметные, прославившиеся своими подвигами в борьбе с разбойниками призывались правительством на службу в качестве наставников по рукопашному бою. После многовекового перерыва появились различные воинские наставления и обширные трактаты по умению обращаться с оружием. Вы спросите: "Какие? Расскажи поподробней". Но это не тема моего выступления. Лишь скажу, что, опять же, не многое из той эпохи до нас дошло в интересном виде, и что этому моменту будет посвящено отдельное исследование. Для нас же сейчас важно, что появился ощутимый практический фундамент в рассмотрении нашей темы.

Возвращаясь же к исторической последовательности событий, мы заметим, что кризис миновал, правда при этом в Китае сменилась эпоха и благодаря политике Цинского правительства, национальное воинское искусство стало опять семейным делом. Нельзя сказать, что оно не развивалось и не было популярно. Оно все больше уходило как бы вглубь, затрагивая всё больше аспектов жизнедеятельности человека. И тут нужно рассказать об одном очень важном аспекте китайской жизни. О стремление быть цзюнцзы (человеком высоких устремлений). Обычай этот возник давно. Определение цзюнцзы дал еще Конфуций, в основе его лежит мораль служения обществу. Это мировоззрение образовало культуру ши, то есть служилых людей, и являлось ориентиром на сдаче государственных экзаменов и приеме на гос.службу. Не стоит считать, что чиновниками становились лишь «люди высоких устремлений», в Китае было также как и везде, но образ цзюндзы продолжал культивироваться и дошел до наших дней, в каждую эпоху находя себе множество носителей. Первоначально, по определению Конфуция, цзюнцзы должен был владеть «шестью искусствами» в число которых входили и воинские умения. В дальнейшем произошло разделение на гражданскую и военные сферы применение чиновников и разделение гос.экзаменов на эти составляющие. Так что существовали отдельные школы помогающие подготовиться честолюбцам к одной из этих карьер. На заре династии Цин возникла научная школа названая по фамилиям своих создателей «Ян и Ли», которая пропагандировала уделение одинакового внимания гражданскому и военному аспектам в подготовке чиновников. Вскоре один из основателей учения был приглашён заведовать школой в уездном городе Чжаннань в пров. Хэбэй, где кроме обучения канонической истории ещё отдельно учредил начальную военную подготовку. Этот метод обучения пришелся кстати на всем неспокойном Северо-Западе Китая. Приверженцы этого учения руководили обучением в этом регионе практически до конца эпохи Цин. Как это относится к ушу? Это, прежде всего, относится к возникновению той школы «Тунбэй», к которой я принадлежу, а также поясняет почему в гонконговских фильмах все чиновники так хорошо дерутся. Они просто сдали экзамен!? А если серьезно, то последователи этого учения провели колоссальную работу по изучению, применению, углублению и сбору информации о методах рукопашного боя. (Подробно о школе и многом другом можно узнать в статьях опубликованных на этом сайте).

Так оно существовало пока очередной кризис (я имею ввиду восстание тайпинов, всеобщее недовольство грабежом страны иностранцами и наконец произволом властей) не возвестил начало конца и этой эпохи, когда вновь не возникла необходимость именно в боевой составляющей данного искусства. Да и маньчжурские и монгольские властители, находясь под внешним культурном и силовом давлении, наконец задумались о национальном самоопределении и обратились к китайской культурной традиции в том числе и к китайскому способу ведению поединков. Были приложены усилия по сохранению этого наследия, поиску забытых трактатов, были приглашены в качестве учителей к знати многие известные мастера.

А дальше войны и революции. И трудный путь сплочения китайской нации, и возрождении Китайского государства с опорой на те культурные ценности, которые были выработаны в глубине народа. Конечно не обошлось без произвола множества честолюбцев, поднявшихся на волне перемен. Но были люди которые искренне способствовали возрождению нации. И это были не единицы. Энтузиазм охватил всю страну.

Вот так мы подошли к деятельности Ма Фэнту и его сподвижников, и об организации ими «Общества китайских воинов». Их деятельность подробна описана в других статьях нашего сайта. Для меня же сейчас важно подчеркнуть, что их усилия явились мостом связавшим древнее искусство ушу и современную жизнь.

После революции 1949 китайское правительство много сделало для развития физического здоровья нации. В качестве базы для повышения физической культуры населения было выбрано национальное воинское искусство (правда тогда оно ещё так не называлось). Из чисто кланового, рафинированного оно стало всенародным. Многое для внедрения старинных методов тренировки в массы сделал и клан Ма. Было пройдено множество шагов ради популяризации его в современном обществе в качестве спортивной дисциплины, со всеми её аспектами: правилами соревнований, массовым отбором профессионалов, рангами, институтами по улучшению методик и главное критериями присущими спорту, т.е. быстрее, выше, сильнее. Что конечно низвело древнее искусство выживания на уровень обычной гимнастики и кикбоксинга. Во время "культурной революции" мастеров традиционалистов даже подвергали гонениям, почти все они, в разное время, были арестованы, как пережитки старого феодального Китая. Но по окончании этого периода, здравомыслие китайцев опять взяло верх. И стало заметно, что современная спортивная дисциплина "ушу" потеряла некую важную составляющую, которая и определяла её, как специфически китайскую. А китайцы все-таки очень любят свои культурные достижения и не любят их терять, и мастера стали вновь в почете.

Но все же тонкое искусство по-прежнему не может существовать для всех. Конформизм мышления, толкает людей либо на путь приобретения наибольшего социального статуса, либо на путь наибольшего «недеяния». Спортивная карьера, понятное дело, путь номер один. А традиционное искусство даже не путь номер два. Поэтому, традиционное китайское ушу является интересом немногих, как это и было в недалеком прошлом. Правда это немногое надо мерить, конечно, китайскими мерками. Количество адептов этого искусства все еще позволяет культурной связи не рваться, но современная жизнь все больше уменьшает смысл практической его составляющей, уменьшая заодно и число его приверженцев. Понимая это, и видя всё более гаснущий интерес в глазах своих соотечественников, люди, владеющие традицией и пытающиеся её сохранить, решили расширить распространение этого умение на всех людей, проявляющих искренний интерес к этому древнему искусству, я имею ввиду иностранцев.

Вот так, несколько витиевато, я подошел к объяснению участия своей персоны в этом деле. Я являюсь личным учеником прошедшим обряд Байши у мастера Го Найхуэя по линии Ма ФэнтуМа Инда – Го Найхуэй. Моя главная задача, передать технику с наименьшими субъективными искажениями, познакомить людей с этим древним необычным боевым искусством.

Вы можете спросить: - «Зачем заниматься столь мало практичном в современном понимании делом?» - наверное: - «Ради самосовершенствования». Чего и вам желаю.

Баринов Сергей В. 2013г.